На следующей странице:
А. Лебедев. История запрещенных книг на Западе до начала XVII в.
Е.В. Романовская
Цензура в архаическом обществе
Цензура как социокультурный
феномен: Науч. доклады. -
Саратов: Изд-во Новый ветер, 2007, с. 43-45
Слово
«цензура» в словарях определяется как просмотр государственным учреждением,
ведущим надзор за печатью, литературных произведений, предназначенных для печати
или выпуска (книг, журналов, газет). Цензура в нашем понимании - это запрет, и в
обществе устоялась привычка говорить о цензуре в терминах социального запрета:
цензура - «это властная вертикаль насилия», цензура - «технология власти» и т.д.
Представляется любопытным проследить за истоками такого явления, как цензура.
Обратимся к архаическому миру.
Устойчивость
культуры, её жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты
структуры, определяющие её единство и целостность. Целостность культуры
предполагает также выработку единообразных правил поведения, общей памяти и
общей картины мира. Именно на эти интегрирующие и стабилизирующие аспекты
функционирования культуры направлено действие механизма традиции. При этом чем
более значимы формы поведения, тем более жёстко они регламентированы, тем
сильнее контроль за соблюдением стандартов и образцов. Для общества,
ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал и обычай,
действующие нормы и правила считаются унаследованными от предков и уже поэтому
имеют императивный характер для любого члена группы.
[43]
Роль
ритуала определяла его центральное положение в жизни человека, и состояла она в
том, что с его помощью решалась главная задача - гарантия выживания коллектива.
С помощью ритуала коллектив решал жизненно важные задачи по сохранению, контролю
и воспроизводству основных своих ценностей (социальные институты, статусы,
престижи и т.п.). Для тех, кто находился внутри ритуальной традиции и для кого в
ритуале концентрировались высшие ценности этой традиции, ритуал переживался как
непосредственная данность, актуализирующая глубинные смыслы существования.
Архаическая эпоха - это «космологическая эпоха», и определяется она
соответствующим типом мировоззрения. Основное содержание текстов (в
семиотическом смысле) этой эпохи состоит в борьбе упорядочивающего космического
начала с деструктивной хаотической стихией, в описании этапов последовательного
сотворения и становления мира. Так как ритуал был главной ценностью архаического
общества, контроль над правильностью проведения ритуала был строгим.
Включённость языка в ритуал несомненна, причём в этом случае имеет смысл
говорить об осознанном отношении к языку в ритуале
1. В ряде традиций в круг жрецов включался и «грамматик», в функцию
которого входил контроль над правильностью (адекватностью) речевой части
ритуала. Смысл деятельности «грамматика» и жреца совпадали: оба они борются с
хаосом и укрепляют «космическую» организацию, её принцип, твёрдое, устойчивое
место, в котором пребывает божественное и сакральное. И тот и другой
контролируют этот мир, делая всё, чтобы сохранить смысл мира и языка как образа
мира. Позже, когда сформировалось государство и появилась письменная культура,
контроль за жизненно важными сферами общественной жизни стали осуществлять
государственные чиновники. Тогда же и появляются термины «ценз» и «цензор»2.
-----------------------------------
1 Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику //
Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С.
21. 2
2 Словарь античности. М., 1993. С. 630.
[44]
В Риме
функцию контроля берёт на себя государство. Появляются должности цензора и такое
явление, как ценз. В обязанности цензора входила перепись и классификация всех
граждан по различным экономическим и политическим признакам. Полномочия цензоров
были исключительными. Кроме сбора таких сведений, как полное имя, пол, возраст,
место рождения, подлежащая обложению налогом собственность, цензоры на основании
переписи осуществляли набор в армию. Важнейшим элементом в цензе было зачисление
каждого гражданина в одну из триб, где осуществлялись политические права
граждан, и исключение гражданина из системы триб. Цензоры имели право признать
всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из состава сената.
Контроль был тотальным: принимались в расчёт не только политические и
административные соображения, но и личная жизнь каждого гражданина. Цензоры
брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан.
Связь с
ритуалом и сакральной сферой в явлении ценза бесспорна. По окончании каждого
ценза совершался «люструм» - всенародное очистительное жертвоприношение, и лишь
после него обретали юридическую силу сделанные во время переписи изменения.
В
заключении можно привести слова Б. Малиновского 3 о том, что в
примитивных обществах традиция (ритуал) представляет собой наивысшую ценность
для общины, и ничто не имеет такого значения, как конформизм и консерватизм её
членов. Любая небрежность в этом ослабляет сплочённость группы и подвергает
опасности её культурный багаж - вплоть до угрозы самому её существованию. На
этой стадии развития человек ещё не овладел исключительно сложным аппаратом
науки, позволяющим фиксировать результаты опыта надёжными способами, проверять и
перепроверять их, постепенно искать более адекватные средства их отражения,
непрерывно обогащая новым содержанием. Та порция знаний, которой обладает
человек примитивной культуры, те социальные институты, которые организуют его
жизнь, и те обычаи и верования, которым он следует, всё это - бесценное наследие
тяжёлого опыта его предков, добытого непомерными жертвами. И всё это должно
сохраняться любой ценой. В архаичном обществе цензура - один из способов
сохранения традиции.
-----------------------------
3 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 42.
[45]
|
|