Долмены
ДОЛЬМЕН (от бретонского tol - стол и men - камень) - мегалитическое
сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Вес
верхней каменной плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры -
до десятка метров. Назначение и способ возведения достоверно не известны.
Среди гипотез встречаются определение дольменов не только как
святилищ, мест для
жертвоприношений, но и как древних обсерваторий, точно
отмечающих множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и
звезд. Распространены эти сооружения в приморских районах Европы,
Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму.
Дольмен из Мамедова ущелья (правый борт р. Куапсе),
высечен в огромной глыбе темно-серого песчаника.
Ширина скалы более 5 метров, длина 8 метров. Большая
часть глыбы осталась необработанной, но дольмен
высечен так, что с западной стороны имеет форму
пирамиды, вершина которой точно указывает точку
восхода Солнца над хребтом в дни равноденствий - 22
марта и 21 сентября. Вершина пирамиды срезана таким
образом, что первый луч Солнца в дни равноденствий
появляется на ее грани , а полный диск встает в
центре. Первые лучи Солнца, пробежав по грани
пирамиды, падали в середину перекрытия дольмена. К
сожалению, оно не сохранилось. Еще в 1907 году
А.А.Миллер, впервые описавший этот дольмен, застал
его без перекрытия.
Фасад дольмена на р. Куапсе и
его лаз направлены на юг (азимут 180
град.), отмечая заход Солнца в
день зимнегосолнцестояния. Благодаря этому направлению, мы можем
разгадать символический смысл ориентировки дольмена.
В дни осеннего и весеннего равноденствий Солнце всходит точно на востоке.
День весеннего равноденствия примечателен еще и тем, что накануне появления
Солнца, в точке его восхода появляется зодиакальное созвездие эпохи. Главным
созвездием зодиака в древнем мире считалось то, которое выше других
поднималось на ночном небе в период осеннего равноденствия, а в период
весеннего равноденствия перемещалось по дневному небосводу вместе с Солнцем.
Эти кульминации как бы делили календарный цикл на благоприятное -
весенне-летнее - и неблагоприятное полугодия. С весенней кульминации
начинался новый год. Луч Солнца, попадающий в отверстие на перекрытии
дольмена в день весеннего равноденствия,
символизировалакт слияния Солнца с матерью Землей. Обычай
сочетать юношей и девушек браком в весеннее равноденствие известен у многих
народов. Как известно, дольмен воспроизводит лоно богини-матери . Девять
месяцев вынашивает в своей утробе дольмен божественного младенца, пока
наконец в день зимнего солнцестояния, когда умирает старое солнце, чрево
дольмена разрешается новым, молодым Солнцем, с каждым днем все выше и выше
поднимающимся по небу 2.
На некоторых дольменах сохранились
пиктограммы, иконоческие (напр., изображение быка на пшадском дольмене) и
символические, а также рунические знаки.
![](../images/s/stoneh11.jpg)
"Классический" дольмен
* * *
После того, как я
увидел изображение крышки погребальной урны из Дании
(справа) возникла гипотеза о связи дольменов
с похоронным ритуалом, в основе которого была
частичная кремация. (научная ценность гипотезы
весьма относительна, поскольку возникла она лишь
благодаря ассоциации и не подкреплена никакими
фактами). Установлено, что на территории Италии в
эпоху палеолитатела
мертвых не
сжигались, но подвергались воздействию огня.
Так же обращались со своими
покойниками и люди неолита. Мы обнаруживаем следы
процесса жарки, обугливания, однакотела практически
никогда не кремируются полностью. Греки объясняли одно из именований умерших,
ἀλίβαντες,
как «не имеющие влаги»;другое название,
δαναοί
означало «сухие». Со
словом
δανός
можно, вероятно, сопоставить
δάνος,
в македонскомдиалекте
«смерть». Греческое слово
σκελετός
(наш «скелет») означало мертвое
тело, а также съежившееся, но
вполне живое тело, т.е. основным
значением, несомненно, была «сухость». Согласно
орфическим представлениям, души попадают в
Аид «сухими».
«Теперь, вероятно, мы сможем разрешить загадку кремации
и понять, для чего сжигали умерших: кремация ускоряла
«высыхание», испарение жизненной влаги»,
- пишет Р. Онианс
(подробнее: Кремация
).
* * *
В
некоторых случаях система образов дольменов, напр., дольмена на реке Нексис
(изображения приводятся ниже) совпадают с системой образов наскального
искусства Северной Америки. Интерпретация последних - в книге Е.А.
Окладниковой 3; мы публикуем фрагменты из этой работы:
Основным фокусирующим внимание зрителя элементом плоскостной
модели Вселенной в форме круга или системы концентрических кругов, вписанных
один в другой, было пятно или ямка
в центре. Пятна или ямки/чашечные углубления являлись
самостоятельными элементами наскальных рисунков в Неваде, Калифорнии и на
северо-западном побережье Северной Америки.
В Калифорнии на территории обитания индейцев шаста, помо,
карок сохранилось большое количество камней, поверхность которых была покрыта чашечными
углублениями. На
территории
Невады
такие
чашечные
углубления
сопровождались прямыми и зигзагообразными линиями. В
Калифорнии камни с чашечными углублениями носили название дождевых, или
камней-младенцев.
Петроглифы, основным сюжетом которых были чашечные углубления,
согласно этнографическим наблюдениям, индейцы создавали
в процессе
ритуалов вызывания дождя или женщины
в период
проведения сеансов
магии плодородия.
Индианки совершали специальные
обряды, в процессе
которых оставляли
на камнях петроглифы (чашечные
углубления).
Чашечные углубления в контексте плоскостного варианта модели
Вселенной символизировали места/место рождения/исчезновения
душ, вход в иную реальность, через который осуществлялся
контакт живых людей с умершими предками. Чашечные
углубления
индейцами Калифорнии рассматривались
в качестве аллоформ рта/вагины матери, зоо-антропоморфной метафоры
земли. Как свидетельствуют этнографические данные, рисунки
наносили девочки индейцев люисеньо в период инициации с целью
приобщения к культу плодородия. Аналогичные изображения наносились на скалы
и валуны в
период инициации девочек племен индейцев Южной Калифорнии
купено, каюлла, а также индейцев плато рек Колумбии и Фразер
— шусвап, томпсон, оканаган, лилоет.
Использование рисунков геометрических сюжетов в обрядности
инициации накладывало отпечаток единообразия на набор этих
сюжетов. Требования соблюдения ритуальных норм и общие идеи
обрядности женских инициации приводили
к
стереотипизации
набора
сюжетов и
широкому
распространению именно этих, постоянно повторяющихся символов
На территории Сан-Иокин-Вэлли рисунки наносили шаманы, в
частности шаманы индейцев юкутов. Каждый шаман имел в пустыне
свое собственное святилище, где хранил персональные магические атрибуты,
среди которых часто были кусочки высушенной
кожи мертвых женщин с татуировкой. Татуировка имела
геометрический характер (зигзаги, ромбы, треугольники), который, с одной
стороны, повторял рисунок кожи гремучей змеи — символа
плодородия, а с другой — знаки женского плодородного начала
(треугольник, ромб).
Хранилища шаманских магических
атрибутов
располагались
среди
развалов
камней
или в утесах.
Входом в такое хранилище были проломы в стене утесов или
трещины в камнях, которые открывались при
определенной команде
(произнесении магических формул) после погружения шамана в
состояние транса. Поверхность таких валунов была обычно
покрыта наскальными изображениями, основным сюжетом которых
были круги, концентрические окружности, зигзагообразные линии,
в большинстве случаев представлявшие плоскостные модели
Вселенной . Такие
камни рассматривались в ритуалах в качестве тотемных центров
или мест происхождения индейцев. Они располагались в центре
территорий, рассматриваемых как пространство обитания племени,
и при умозрительном наложении на центр осей координат
мистической модели Вселенной осмыслялись как ось или основа
мироздания.
На территории Орегона (р.Кламат)
камни с петроглифами геометрического характера
также были связны с шаманской практикой. По
легенде, рисунки создавал
герой-первопредок Кемукумпс . Герой—первопредок имел прямое
отношение к модели
Вселенной, являясь создателем не только земли,
растительности,
животных
и
людей,
но
в
определенном
аспекте осмысления его образа и метафорой мироздания,
антропоморфной моделью
Вселенной. Герой был первым, кто запечатлел в камне
системы образов, составляющих основу модели мира. После него
каждый раз во время ритуалов шаманы, к дням творения, повторяли деяния
демиурга, нанося
на поверхность камней магические знаки-символы модели мира.
![](../images/d/dolmen7.jpg)
Асимметричный крест на правой стороне фасада
дольмена
группы Сортоучасток, Чемитоквадже.
![](../images/d/dolmen6.jpg)
Руны на дольмене, расположенном
на
склоне Гуамского хребта.
Северный Кавказ. |
![](../images/s/stoneh10.jpg)
Карта
дольменов Северо-Западного Кавказа
![](../images/d/dolmen.jpg)
Дольмен из Мамедова ущелья
(Западная сторона)
![](../images/d/dolmen1.jpg)
Дольмен из Мамедова ущелья
![](../images/d/dolmen8.jpg)
Изображение быка на дольмене
(правый борт долины реки Пшады)
![](../images/s/stoneh12.jpg)
На торцах дольмена долины Жане
прекрасно
сохранившийся орнамент из
зигзагообразных
линий. Кроме того, зигзаги
присутствуют и
внутри камеры этого дольмена.
![](../images/c/cremation1.jpg)
(изображение
можно увеличить)
![](../images/c/cremation4p.jpg)
(изображение
можно увеличить)
Задняя часть дольмена
из "Деревни дольменов" (долина р. Пшада)
По ссылке - еще
два дольмена из "Деревни"
![](../images/d/dolmen2.jpg)
Дольмен на горе Нексис близ Геленджика
(Изображения на этом дольмене см. ниже:
фото 1, 2, 3, 4)
![](../images/d/dolmen4.jpg)
Фото 1
![](../images/d/dolmen9.jpg)
Фото 2
![](../images/d/dolmen5.jpg)
Фото 3
Фото 4
|