Благовещение. Покровский монастырь в Суздале, XVI в.
Для выработки иконографической композиции иконы Благовещения основой
послужило описание этого события в Евангелии от Луки и предание.
Древнерусские иконописцы умели необычайно тонко передавать различные оттенки
молитвенных состояний. На это указывают и особые внешние признаки –
удлиненные пропорции фигур, замедленное движение, эффект парения в мерцающем
золотом свете. Персонажи молчаливы и созерцательны, их взгляды спокойны и
приобретают значение духовного взора, направленного в глубь собственной
души. В иконе "Благовещение" из Покровского монастыря в Суздале подчеркнуты
орнаментальность и некоторая повествовательность сюжета. На использование
апокрифической (неканонической) трактовки евангельского сюжета указывает
фигура сидящей за прялкой служанки. Лебеди в нижней части композиции – это и
фольклорный символ чистоты и невинности, и иллюстрация богослужебного текста
"Всякое дыхание да хвалит Господа…"
http://www.caravan.ru/~remizov/pravoslav-2.html
|