Вечный двигатель
Ю. Ю. Петрунин
Почему идея вечного двигателя
не существовала в античности?
Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской
и европейской
культуре. - М.: КДУ, 2006, с. 75-82
«Исторически все или почти все научные теории возникли из мифов», — писал
выдающийся философ и историк науки Карл Поппер 1. Что же это за миф?
Со времен Шпенглера общим местом стало утверждение о том, что каждая великая
идея есть детище культуры, породившей ее. Философские системы, художественные
стили, научные теории и технические изобретения появляются не на пустом месте, а
вырастают из недр культуры, сделавшей возможной их появление на свет и питающей
их развитие. Это не означает, что заимствование из другой культуры невозможно,
однако заимствование, если оно не второстепенное и чисто механическое,
приобретает совсем другие значение и смысл в чужой культуре.
Попробуем проанализировать с этой точки зрения идеи вечного двигателя и
искусственного интеллекта. Начнем с первой. У самых гениальных мыслителей,
ученых и инженеров античного мира, даже у таких, как Архимед (III век до н. э.),
нет и намека на идею об универсальном двигателе. Не продвинулся в этом
направлении и изобретатель «эолопила» — прообраза реактивной паровой турбины, и
автор знаменитого труда «Театр автоматов» Герон Александрийский (I век н. э.),
несмотря на то что он знал намного больше, чем средневековые мыслители. И вдруг
начиная с ХП-ХШ веков, идея perpetuum mobile появляется почти одновременно в
нескольких странах. Обычно это объясняют ходом развития производительных сил
средневекового общества, необходимостью найти новые источники энергии для
ремесленного производства. Однако, как мы знаем, все проекты вечного двигателя
были абсолютно утопичны и не имели к производству никакого отношения, рождаясь
больше в головах теоретиков, чем ремесленников. Более того, первое упоминание о
perpetuum mobile встречается в трактате великого индийского математика и
астронома Бхаскара Ачарья «Сиддханта Сиромани» (ок. 1150 г.). В Индии же того
времени говорить о каком-либо существенном изменении производительных сил нет
никаких оснований. Зато perpetuum mobile
-------------------------
1 Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М., 1983. С. 248.
75
органично вытекает из особенностей индийской культуры. Фактически проект
Бхаскара представляет собой уменьшенную копию индуистской картины мира (почему
он и создан астрономом).
![Принципиальная схема двигателя Бхаскара](../images/p-2/perpetual_motion1.gif)
Не случайно первоначальное полное название вечного двигателя — «perpetuum mobile
artificae» — «искусственное вечное движение», подразумевающее «perpetuum mobile
naturae» — «естественное вечное движение». Именно благодаря тому, что существует
второе, его и возможно воспроизвести искусственно. Обратим внимание на то
обстоятельство, что в качестве основного конструктивного элемента perpetuum
mobile Бхаскара (как и большинства других первых проектов вечного двигателя)
использовалось именно колесо. Древнеиндийская философия считала, что регулярно
повторяющиеся события, составляющие воображаемый круговой цикл, играют огромную
роль в жизни человека, являясь для него символом вечности и совершенства.
76
Еще в ведической религии (религии древних индийцев) колесо, или более широко —
Мандала, символизировало божественное начало. «Круг — это
основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и
солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя
утрачивает и вновь обретает. Это непреходящая Мандала»1. В широком смысле Мандала — это все окружающее пространство, вмещающее в себя космическую
структуру и распространяющую различные виды энергии: покоя, притяжения, роста,
разрушения. Мандала — это символ колеса жизни и смерти, космических процессов
существования, планет и з-везд, земных сезонов и галактических циклов. На
протяжении всей истории Индии Мандала проявлялась как универсальный символ
Цельности, гармонии и преобразования. Она определяла характер почти всех
первоначальных интуитивных представлений о природе реальности — тех
представлений, которые определяют жизнь людей.
---------------------------
1 Аргулес X., Аргулес М. Мандала. М., 1993. С. 29.
77
Таким образом, «колесо сделалось символом движения, а наука уже в самом начале
своего развития стала заимствовать для своих целей некоторые религиозные
атрибуты, воплощая их на практике в виде конструктивных элементов различных
машин. Можно сказать, что культ колеса определял развитие технической мысли»1.
«В сознании человека того времени, — пишет известный историк „вечного
двигателя", — движение небесных тел представлялось образцом вечно
продолжающегося движения, связаного прежде всего с божественным всемогуществом.
Именно поэтому в движении космических тел многие ученые того времени стали
усматривать знак или пример того, как в доступных человеку условиях
смоделировать вечные и непрестанно повторяющиеся явления природы, связывавшиеся
до тех пор лишь с неограниченными возможностями богов и их бессмертием»2.
Строительство не только «вечных», но и обычных двигателей зачастую определялось
вовсе не практическими, в современном смысле этого слова, потребностями или
рациональными изысканиями, а религиозными и мистическими мотивами. Так,
например, наука доказала в наши дни, что буддийские молитвенные колеса, на
которых укреплялись тексты молитв верующих и которые вращались под действием
силы воды, были первым вариантом водяного двигателя, а вовсе не известные
водяные мельницы 3. Другой хорошо известный нам инструмент — механические часы —
также впервые был изготовлен буддийским монахом И Сином (683-727) и
предназначался в первую очередь не для отсчета точного времени, а скорее был
моделью Вселенной и астрономическим инструментом 4.
В классической книге китайской культуры «Дао дэ цзин» Лао цзы говорится:
Стягивают во втулку тридцать колесных спиц —
А пользуются тем местом, где их нет!
Месят и лепят глину, изготовляя сосуд, —
А пользуются тем местом, где ее нет!
Пробивают окна и двери, строя землянку,
И пользуются тем местом, где нет ничего,
Ибо от наличия — корысть,
А от отсутствия — польза.
(Перевод И. Лисевича)
---------------------------
1 Орд-Хьюм А. Вечное движение: История одной навязчивой идеи. М., 1980. С. 61.
2 Михал С. Вечный двигатель: вчера и сегодня. М., 1984. С. 14.
3 Орд-Хьюм А. Вечное движение: История одной навязчивой идеи. С. 57-58.
4 Курьер ЮНЕСКО. 1988. Ноябрь. С. 26-27.
78
Но вот что интересно: колесницы Древнего Китая превосходно изучены, сохранилось
немало самих колес и их отпечатков, но количество пиц в них всегда меньше 30,
даже в огромных колесницах Иньской похи. И лишь недавно при раскопках
окрестностей надгробного кур-ана первого китайского императора Цинь Шихуана была
сделана неожиданная находка: бронзовая модель закрытой колесницы самого Сына
Неба: в ней было ровно 30 спиц. «Тридцать спиц в колесничем колесе — по образу
солнца и луны», — читаем мы в «Книге Ритуала». В комментариях к книге Лао цзы
написано: «Древние делали колесницы по образу движения месяца. В месяце тридцать
дней, в колеснице тридцать спиц. И вот месяц, повиснув в небе, кружится без
устали, колесницы, катаясь по земле, движутся без остановки»1.
Если мы возьмем частично современную древнеиндийской и древнекитайской античную
культуру, то увидим нечто другое. Греки также считали круговое движение самым
совершенным, однако такое движение, по их мнению, возможно только на небе. На
земле же все стремится к своему «естественному» месту, попав в которое любое
тело будет покоиться. Вывести его из этого состояния можно только насильственно,
но такое движение не может быть вечным. Не случайно для объяснения столь большой
разницы земных и небесных движений Аристотель ввел наряду с четырьмя
общеизвестными элементами: земля, вода, воздух и огнь — пятый элемент эфир, из
которого состоят небесные тела. Вот почему никому не приходила в голову даже
мечта о вечном двигателе 2.
--------------------------
1 Лао цзы. Книга пути и благодати / Предисловие, пер. с древнекит. и парафраз И.
Лисевича// Иностр. Лит. 1991. №. С. 243-244.
2 Единственный вариант устройства, отдаленно напоминающего perpetuum mobile, в
древности представлен в легендах о так называемых «вечно горящих лампах» (см.:
Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической,
каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск,
1992. С. 201-206).
79
Пожалуй, ничто так далеко не находится от античного миропонимания, как понятие
«энергия» (хотя впервые его употребил Аристотель), без интуитивного
представления о которой понятие о вечном двигателе невозможно. Совсем по-другому
обстоит дело в Индии. Согласно представлениям индийской культуры (как и всего
Востока), ничто не исчезает во Вселенной бесследно, все лишь переходит из одного
состояния в другое, изменяется, превращается. На этом же основано и известное
учение о переселении душ. Нельзя не заметить, что в основе этого бесконечного
круговорота лежат «элементы», имеющие бесспорно энергийные (если не сказать,
энергетические) характеристики.
Попав в Европу, идея искусственного вечного движения находит себе уже несколько
иное мировоззренческое обоснование. Христианская картина Вселенной существенно
отличается от индийской. Но в идее вечного движения неявно содержится
предположение, что в природе нечто может возникнуть само собой, без какого-либо
побудительного внешнего импульса. Не так ли Господь творил мир из ничего и безо
всякой причины?
Но как преобразовать вечное движение мира (небес), основанное на божественных
силах, в природное вечное движение на земле? Одним из первых в Европе эту
попытку предпринял Пьер де Марикур в работе «Послание о магните» (1269),
написанной в военном лагере при осаде города Люгера. Его perpetuum mobile
«оказывается похожим скорее на принципиальную схему вечного космического
движения, нежели на „реальный" вечный двигатель»1. Магнит выбран не случайно,
ибо с давних времен свойство магнита притягивать наэлектризованные тела
считалось магическим. Еще Фалес (VI век до н. э.) полагал это необыкновенное
свойство магнита и янтаря доказательством их одушевленности. Вряд ли Перегрин
полностью разделял подобного рода древние анимистические представления, однако
именно к магниту он относился как к «философскому камню», который управляется
тайными небесными силами и олицетворяет собой связь между макро- и микрокосмом,
то есть Вселенной и человеком.
-------------------------
1 Михал С. Вечный двигатель: вчера и сегодня. С. 27.
80
Поэтому магнит и должен, по мнению Пьера де Марикура, воплощать в себе те
мистические силы и чудесные возможности, которые помогают ему осуществлять в
наших земных условиях непрерывное круговое движение. Это круговое движение,
которому так поклонялся Пьер де Марикур, по его мнению, не могло быть не чем
иным, как отображением вечного движения космических сил.
![Магнитный perpetuum mobile Пьера де Марикура](../images/p-2/perpetual_motion2.gif)
«По-видимому, именно трансцендентный характер вечного двигателя явился причиной
того, почему идея перпетуум мобиле так быстро проникла из Азии в Европу и почему
вопрос о создании вечного двигателя был сразу же включен в перечень основных
проблем тогдашней науки, — пишет современный исследователь. — При этом совсем не
случайно, что мы встречаемся с проблемой перпетуум мобиле только в эпоху
христианства. Правда, понятие вечного движения, связанного прежде всего с
природой, с цикличностью ее явлений, изучалось и в древние времена, однако
попытки его воссоздания посредством вполне реальных, конкретных вечных
двигателей, несомненно, являлись порождением христианской культуры»1.
----------------------------
1 Михал С. Вечный двигатель: вчера и сегодня. С. 118-119.
81
Нельзя не заметить, что и первые серьезные возражения против возможности
существования вечного двигателя (у Декарта) опирались на теологические
соображения: поскольку Бог является единственной причиной движения, то, значит,
он и сохраняет одинаковое его количество в мире 1.
-------------------------
1 Декарт Р. Первоначала философии // Соч.: В 2 т. Т. 1. М, 1989. С. 367-368.
|
|